Игумен Пимен: «Без церковной составляющей Великий пост имеет мало смысла»

11 марта для православных всего мира наступает Великий пост, который продлится до конца апреля. Что можно и нельзя есть в это время и что дает человеку соблюдение священных предписаний, рассказал настоятель Кизического монастыря игумен Пимен.

«Устав церковной жизни плавно вводит нас в пост и вот уже три недели в храмах звучат песнопения, которые отдают легким веянием поста – покаянного настроя, с сокрушением о своих грехах», – рассказывает настоятель Кизического монастыря игумен Пимен.

Как отмечает священнослужитель, время Великого Поста – это не только время воздержание от любимых яств, но и время добрых дел и усиленных молитв.

«Те, кто соблюдает пост в питании, часто не понимают внешних основ. На самом деле пост – это особый благодатный период в жизни церкви, особенно Великий пост, накануне которого мы с вами находимся. Первая заповедь, данная Богом людям, жившим в раю, была заповедь о посте, и нарушение именно этой заповеди изгнало людей из рая», – отмечает отец Пимен.

О посте говорится в Ветхом и Новом Завете: постился израильский народ, перед важными историческими событиями в их судьбе, родственники Спасителя и сам Господь Иисус Христос

«После крещения от Иоанна на Иордани Иисус Христов удаляется в пустыню и 40 дней пребывает в посте и молитве и, укрепившись духовно, приходит на свое служение людям со словом проповеди своего учения», – рассказывает игумен.

И следуя примеру Спасителя, святые апостолы, а вслед за ними и вся первая христианская община, и теперь мы как их преемники соблюдаем пост не как традицию, а как установленный порядок.

Конечно, понимание поста было разным в разные эпохи, у разных народов и в разных странах, но, так или иначе, пост – это довольно строгий период в жизни церкви, и надо сказать, что без церковной составляющей пост имеет мало смысла», – отмечает отец Пимен.

Священнослужитель объясняет, что пост – это время молитвы, покаяния и добрых дел, период более глубокого погружения в глубины своей души и в церковную жизнь.

«Это период обращения к самому себе, своей совести и своей душе и, конечно, в храме человек может получить импульс для работы над собой. Пост – это период деятельного труда над собой, созидания в себе нового человека, будущего жителя Царствия небесного», – рассказывает игумен.

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНИ В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

«Каждая неделя поста наполнена своим духовным смыслом, и я думаю, что желающие приблизиться к культуре жизни православной церкви должны начинать именно с церковной составляющей поста, а не с гастрономической», – считает игумен.

Во время Великого поста совершаются особенные богослужения, которые проходят по иному чину – в храмах звучит больше чтений и меньше песнопений.

«Я пожелал бы людям, чтобы они чаще заглядывали в церковный календарь. Ведь в Великий пост мы живет от события до события. В это время в храмах звучат такие песнопения, которые совершаются раз в год: в первую неделю поста – крестопоклонные, потом Благовещение, потом Лазарева суббота, Вербное воскресенье, страстная седмица в конце поста – неповторимые службы. Раньше люди ждали этих служб и специально приходили на песнопения, которые они могут услышать только в этот день и больше никогда в течение года», – рассказывает отец Пимен.

Накануне Великого поста служится богослужение, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. Называется этот день Прощеное воскресенье.

«Такой обычай существовал в древних монастырях Египта и Палестины, когда монахи оставляли свою обитель и расходились вглубь пустыни на весь период Великого поста. Пустыня, сами понимаете, место, не подходящее для жизни, и кто-то мог не дожить до Пасхи, поэтому они прощались, как будто видят друг друга в последний раз. Они просили прощения за причиненные обиды и расходились на 40 дней на молитву, а к страстной седмице снова собирались в монастырь. При этом никто не рассказывал и не расспрашивал друг у друга, как он провел эти дни. Это была тайна личных взаимоотношений человека и Бога», – рассказывает отец Пимен.

Затем, в первые четыре дня Великого поста читается Великий канон Святого Андрея Критского.

Это произведение можно назвать даже поэтическим. В нем на примере праведных и грешных показывается то, как душа человека может и угождать Богу, и погружаться в бездны погибели, но Господь даже утопающего готов спасти. Служба эта, кстати, по времени непродолжительная, но дает такой настрой на весь пост, что я бы считал себя духовно обворованным, если бы не побыл на этой службе», – рассказывает отец Пимен.

В первые дни поста чтение Великого канона Святого Андрея Критского в храмах начинается в пять часов вечера и длится примерно час. В четверг пятой недели канон читается полностью – все четыре части.

Последняя неделя Великого поста – Страстная седмица. В это время пост соблюдается наиболее строго. В некоторые дни не разрешается даже приготовление какой-либо горячей пищи.

«Каждое воскресенье Великого поста приближает нас ко дню страданий Христовых – Страстной седмицы, она стоит особняком и не входит в число дней великого поста. Последние дни земной жизни издревле почитаются христианами, и, конечно, это дни святые, которые христиане также проводят в строгом посте и в усиленной молитве», – рассказывает священнослужитель.

Последний день поста – Великая суббота.

«В этот день мы собираемся перед изображением положения во гроб Христа Спасителя, перед плащаницей, и субботним вечером, когда стемнеет, снова собираемся в храмы и ожидаем наступления Светлого Христова Воскресенья. Выходим из темного храма, обходим среди ночи вокруг него и заходим обратно в уже светлый, освещенный храм, дивясь радостью о Господе воскресшем», – делится игумен.

Отец Пимен рассказывает, что прихожане, особенно те, кто попробовал свои силы в посте, понимают, что в Пасхальную ночь происходит нечто особенное – радость этого дня ни с чем несравнима.

ПОСТ В ПИЩЕ

«Честно говоря, значение поста в пище многие незаслуженно принижают. Я всегда говорю своим прихожанам, что если бы это было неважно, то за две тысячи лет, наверное, это было бы отменено без всяких последствий, и никаких проблем бы не возникло. Но из поколения в поколения православные и святые учат о том, что надо придерживаться поста», – рассказывает настоятель монастыря.

Современные люди не столь сильны и духовно и телесно, поэтому некоторое снисхождение возможно. Кто-то сам для себя определяет, в чем он будет отходить от устава, кто-то советуется с врачом, а кто-то спрашивает совета у своего духовника.

Все это допустимо, самое главное – Господь приветствует намерения потрудиться в его славу и для пользы своей бессмертной души», – добавляет священнослужитель.     

Кроме этого, внести разнообразие в постный рацион не так сложно. В наше время, в отличие от наших предков, мы можем позволить себе свежие овощи в это время.

«Сложно представить, как постились наши предки 300 лет назад, когда не было ни картофеля, ни многих экзотических масел, овощей и фруктов. Но все-таки люди как-то справлялись со всеми предписаниями поста», – рассказывает отец Пимен.

Священнослужитель отмечает, что при всем этом не стоит налегать на деликатесы. Фантазия – дело хорошее, но не надо увлекаться фантазией именно кулинарной. Лучше приготовить простую пищу, сэкономить время и пойти в храм, чтобы хотя бы часть свободного времени провести в молитве.

«Ничего плохого нет, если человек пытается сымитировать привычный вкус, но, наверное, в этом есть немного лукавства. Ведь должен быть отказ от чего-то, работа над собой. Конечно, еда не поставит нас перед Богом, но уж если человек взялся соблюдать уставы и в плане пищи тоже, то, наверное, лучше питаться традиционной простой пищей», – рекомендует игумен.

В Великий пост два раза разрешается вкушение рыбы – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в праздник входа Господня в Иерусалим, в Вербное воскресенье.

«Кстати говоря, тот, кто постился по уставу, в Благовещение понимает, что оказывается рыбная пища очень даже содержательная. Но это касается не только рыбы. По опыту прошлых лет могу сказать, что в первую седмицу, когда мы постимся с братией построже, и в субботу утром приходим после литургии на трапезу, отличие пищи приготовленной с маслом тоже дает о себе знать», – улыбается отец Пимен.

Среди некоторых православных возникают споры по поводу морепродуктов – по уставу церкви беспозвоночных можно есть во время поста, но оказывается, не все так просто.

«Вкушение морепродуктов не является грехом. Но следует помнить, что в древности люди начинали поститься, чтобы сэкономить средства, и передать их на помощь нуждающимся, на добрые дела. Правда, в наше время парадоксальное постная пища наравне, а то, бывает, и дороже с обычной. Особенно рыбная пища может оказаться дороже мясной. И когда рыба стоит дороже курицы, не знаешь, какой совет дать людям», – сетует священнослужитель.

Споры возникают и касательно соблюдение поста детьми.

«Я думаю, что этот вопрос лучше оставить на усмотрение семьи. Но я знаю, что многие дети в православных семьях соблюдают пост. Конечно, меру поста определяют родители. Но в этом ничего плохого нет, если это является для всей семьи чем-то таким органичным. Самое лучшее на учении в посту –это личный пример. Если ребенок видит, что родители постятся, и при этом остаются радостными, и благодарят Бога за все, и не приходят в уныние от поста, это самый лучшие пример», – считает игумен.

Настоятель монастыря рассказывает, что многие прихожане еще до начала поста подходят за советом.

«Они спрашивают: а можно я буду отступать в том-то и в том-то. На самом деле я всегда говорю прихожанам, что ни у одного священника на свете нет такой власти взять и отменить пост. Отступление от поста по обстоятельствам, по состоянию здоровья – да, все это благословляется. Но это все равно личный поступок человека и это мера ответственности каждого перед Богом, перед своей совестью. Господь ни от кого не требует невозможного, поэтому то, что в наших силах, мы должны делать, в том числе и в плане молитвы, и в плане воздержания в пище», – отмечает игумен.

ИНТЕРНЕТ, ТВ И ДРУГИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ДНИ ПОСТА

В дни поста желательно воздержаться от разного рода развлечений и посвятить сэкономленное время для посещения церкви и молитве.

«Конечно, христиане должны воздерживаться от разного рода увеселений – это было во все времена. В дореволюционной России все веселья отменялись. Вплоть до 20-х годов XX века в России закрывались даже театры, потому что подавляющее большинство населения было православным. Православным был и монарх, и с этим было проще. Сейчас церковь ни в коем случае этого не требует. Каждый сам для себя определяет меру поста. Но все-таки работа над собой необходима каждому христианину», – считает отец Пимен.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСТ У МИРЯН И МОНАШЕСТВУЮЩИХ

Монахи наложили на себя обеты, которые связаны, в том числе, и с усиленной молитвой и с усиленным постом. Священнослужитель рассказал, чем отличается пост у мирян и монашествующих.

«Что касается еды, монастырские уставы разнятся друг от друга, хотя конечно, те предписания, которые имеет церковный устав относительно питания, по мере сил исполняются в монастырях. Конечно, у монахов тоже бывают и пожилые, и тот, кто приболел в этом году и уже не может наложить на себя столь строгий пост. Кто-то, наоборот, в этом году построже постится. Но в целом монастырская трапеза предусматривает довольно строгое воздержание в пище. Пост монахов регламентируется строже», – рассказывает священнослужитель.

Наказания за отступления от поста в уставе не прописаны, но есть некоторые понятия епитимьи – все это решается на уровне духовника. Духовный наставник каждого из монашествующих может либо усилить, либо смягчить меру поста, отмечает отец Пимен.

«Миряне – люди, связанные семейными обязанностями, имеющие обязанности по своей должности, состоящие в общении с этим миром более плотно, они, конечно, имеют несколько иную меру поста. Хотя, в общем-то, устав в Церкви один – нет отдельного устава для монахов и для мирян», – добавляет он.

Уставы разных монастырей могут различаться – это зависит от географических различий в расположении или исторически сложившихся обстоятельств. Но все эти различия не принципиальны, рассказывает отец Пимен.

«НЕКОТОРЫЕ СРАВНИВАЮТ ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА С ПРИСТАНЬЮ»

«Некоторые сравнивают время Великого поста с пристанью. Когда корабль мечется по волнам житейского моря, а у пристани избавляется от тяжелого груза. Так и мы избавляемся от грехов и делаем духовный запас к дальнейшему плаванию в дни Великого поста», – приводит пример священнослужитель.

По времени Великий пост равен примерно десятой части года – это временя, которое мы посвящаем Богу.

«Пусть каждый об этом подумает, и пусть для каждого это время будет действительно настоящей жертвой Богу. И чтобы Господь эту жертву принял от каждого», – в завершении пожелал отец Пимен.

Автор материала: Елена Кривопатре

Источник: https://sntat.ru/

Комментарии закрыты.