Предписание поста: молитвенное усердие, деяние добрых дел

Великий пост в Православии — один из самых строгих и продолжительных. Цель его — самоограничение тела для интенсивной духовной работы над собой. Наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов) рассказывает о том, что, на его взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста.

Первый Великий пост, осознанный и полностью выдержанный, я провел в Оптиной пустыни в свой первый приезд в монастырь в 2004 году, будучи студентом 4-го курса университета. Мне дали книгу «Опыт построение исповеди» архимандрита Иоанна Крестьяикина. Очень задела меня тогда эта книга. Неделю читал ее:

«Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человеку если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.

Так же и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 11 42:6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения…»

Помню первые послушания на подсобном хозяйстве, как чистил рыбу и помогал в трапезной. Все было по-настоящему, настоящий Великий пост.

Что нового я могу сказать? Все то же, что и каждый священник: пост — это не просто диета, воздержание от пищи, а сознательное упражнение воли в добродетели. Мы своего рода укрепляем мышцу выбора: если человек в малом не может отказаться ради Бога (не съесть, например, куска мяса), то как он сделает выбор в великом деле. То есть пост — это наше сознательное укрепление доброй воли в пользу выбора Бога, а не земной жизни.

«Да будет воля Твоя…», — обращаемся к Богу. Время поста дано нам для осмысления воли Господа и его заповедей. Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не осуждая того, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв…

Нельзя стать совершенным за один пост, но нужно стремиться к этому, хотя бы на один шаг во время каждого поста.

Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости, конечно, различна. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян, или путешествующих, или больных людей. Умение поститься приходит со временем от поста к посту.

Что еще, кроме названного, важно во время поста?

В одной из воскресных служб, предшествующих Великому посту, есть учение, которое напоминает о Страшном суде. Праведники и грешники встают по правую и по левую руку Господа, и он судит: кому идти в рай, а кому — в ад. Вы, говорит он праведникам, накормили меня, пожалели и дали кров, совершили для меня добрые дела. Те удивляются: мы это делали для других, не для тебя! Но ведь всякий — творение Божие, — отвечает им Христос, — а значит, и добро для них — это все равно что для Господа. Так же и с дурными делами — обиды, боль и лишения, сделанные окружающим, огорчают Господа… Без дел вера мертва.

Важно, чтобы пост был направлен не только вовнутрь, но и вовне: если ты изменился внутри себя, то это должно сказаться и на окружающих. Если им с тобой легко и светло — значит, достигнуто самое главное: духовная радость поста.

Главное в это время — посещать церковь почаще. Можно только сожалеть, что современный работающий человек лишен возможности посещать все службы, но как можно чаще бывать в храме, выбирая для этого любую возможность и поставив перед собой такую цель, это в ваших интересах. Отбросьте малодушие, отговорки про неотложные дела — в воскресенье обязательно посетите церковь, и если удается па неделе — очень хорошо. Ваша честность перед собой и перед Господом — лучшее качество для поста.

В Православии же говорить, что держишь пост, и в то же время упускать момент покаяния, молитвы, уходить от добрых дел, ограничиваясь только потреблением постной пищи, и расценивать пост как нечто вроде диеты для похудания — это глубочайшее заблуждение. С таким взглядом вообще лучше не поститься. Как известно, все культуры древности, которые свели ценность жизни к любованию телом и его возможностями, пришли в конце концов к упадку и гибели — так произошло с Древней Грецией и великой Римской империей.

Соблазнов в нашем мире достаточно, и при материальном достатке есть искушение впасть в чрезмерное разнообразие в пище — каких только экзотических овощей и фруктов нам не везут! Умейте себя ограничить, тем самым совершив еще одно усилие для победы над собственной плотью.

Радость Пасхи трудно оцепить тому, кто почти ни в чем себя не ограничивал и не вел напряженной духовной работы. Духовная работа над собой, размышления об истинном предназначении человека — такова польза Великого поста.

Смирить плоть, помочь душе побороть пороки и, конечно, подготовленным и очищенным встретить Пасху — вот главное значение поста для истинного верующего.

Ольга РОМАНОВА

Источник: газета «Раифский вестник»

Комментарии закрыты.