2016 год — юбилейный год для Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани. В этом году исполняется 325 — летие со дня основания святой обители.
Строительство деревянной церкви было завершено к июню 1688 года. С тех пор этот храм сделался местом массового паломничества, в который стали стекаться верующие, внося свои пожертвования на его содержание. Митрополит Казанский и Свияжский Адриан начал ходатайствовать об основании на сем месте мужского монастыря. Став Всероссийским Патриархом, он дает благословение о его утверждении в 1691 году. Так, в двух верстах от Казани появился Свято-Введенский Кизический мужской монастырь. Поэтому обитель эта и чествовала двухсотлетие своего существования 29 апреля 1891 года.1
Он не оставил своего заботливого попечения о монастыре, оказывая ему всестороннюю помощь и содействие, отправив в 1693 г. в благословение новоустроенной обители икону девяти мучеников Кизических с частицами их святых мощей.
Получение такой великой святыни стало большой радостью для монастыря. Более того, на следующий год Патриарх прислал грамоту Митрополиту Казанскому и Свияжскому Маркелу, в которой предписывалось выносить икону Кизических мучеников с их мощами в дни встречи чудотворного Седмиезерного образа и так же обносить ее с Богородицкой иконой по храмам и домам православных горожан. Кроме образа святых мучеников, Патриарх Адриан прислал и еще две иконы Божией Матери, именуемые Кизической и Виленской.
Икона Кизических мучеников приносилась в Казань ежегодно вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Множество верующих ожидали эти иконы по всему пути следования. Возле Спасской башни Кремля, на Ивановской площади, в парадном строю стояли войска. Казанцы, желавшие принять иконы у себя в домах, выстилали дорожки срезанной травой, указывая процессии путь. А там, где икону не вносили в дом, молебен служили во дворе.
Первые годы становления святой обители прошли при деятельном участии и попечении митрополита Казанского и Свияжского Маркела (на Казанской кафедре с 8 сентября 1690 по 21 августа 1698), сменившего на этом высоком духовном посту митрополита Адриана. Он был переведен в Казань из Пскова и как бывший из посольских приказных судей, несомненно был человеком чувствующим красоту и понимающим благолепие обителей.3 А монастырь Кизический был для него летней резиденцией, т.к. настоящий архиерейский загородный дом был отстроен только при императрице Екатерине II, т.е. почти сто лет спустя.