В понедельник 4 июня у православных христиан начался Петров пост. Установление этого поста восходит ко временам первых христиан. Апостолы после принятия благодати Святого Духа, пребывая в посте и молитве, готовились к проповеди Евангелия. Святая Церковь призывает нас последовать апостольскому примеру.
В плане воздержания в пище Петров пост не такой строгий как Великий. Он не такой продолжительный и не такой долгожданный. Однако это не повод считать его неважным и необязательным. Подробнее об Апостольском посте рассказывает игумен Пимен (Ивентьев).
На соблюдение поста нас должны вдохновлять примеры святых подвижников, примеры наших благочестивых предков. Для тех людей пост не был обузой, они всегда постились с радостью, в дни поста с большим рвением спешили в храм Божий. Но то поколение ушло, а нынешнее, воспитанное не в Церкви, настроено совсем по-другому. В летнее время в наших храмах меньше народа, так как многие на лето покидают город. Так что если в Великий и Рождественский посты люди просят послаблений из-за работы, в Петров пост они, как правило, ищут «льгот», ссылаясь на отпуска.
Признаюсь, что давать советы по вопросам послаблений в телесном посте священнослужителям бывает сложно. Бывает так, что один человек подойдет и попросит благословения на вкушение тех или иных продуктов, а следом подойдет другой прихожанин, и, следуя примеру своего знакомого, тоже будет настаивать на послаблениях. Ко всем этим просьбам можно отнестись с пониманием, но и верующие должны понять, что священник не имеет полномочий отменять посты, и за соблюдение и несоблюдение устава каждый православный христианин сам несет ответственность перед Господом.
В определении меры поста лучше всего ориентироваться на свою совесть. Воцерковленному человеку, конечно, стоит посоветоваться со священником, который занимается его духовным окормлением, а тем, кто пока сосредоточен лишь на кулинарной составляющей поста, нужно трезво соизмерить своим силы и возможности. Пост не является диетой. Но опыт Церкви показывает, что как только человек делает над собой усилие, как только он встает на путь борьбы со своими деланиями и привычками, Господь тут же являет себя. Любящий Господь венчает и самые небольшие труды. Каждого человека, открывшего Ему свое сердце, Бог награждает духовной радостью.
Настоящую радость от поста, радость от богообщения можно получить только в храме. Этим постом мы встретим праздник Рождества Иоанна Крестителя, да и вся вторая половина Петрова поста наполнена праздничными полиелейными богослужениями. Поместный Собор 1917-1918 гг постановил внести элементы великопостного богослужения в службы Петрова поста. Массового отклика это не нашло, но в некоторых приходах и монастырях такая практика есть.
Лично я считаю, что Петровым постом, как и Великим постом, неплохо бы усилить свой молитвенный и покаянный настрой. Тем, кто не так часто ходит в храм, будет полезно чаще приобщаться к соборной молитве. Тем, кто в обычные дни делает послабления в келейном правиле, постом стоит особенно усердно помолиться. Но, как известно, невольник — не богомольник. У каждого свои личные представления о благочестии и навязывать их другим неразумно и неправильно.
Хорошо, если у человека есть силы и возможности поститься по уставу. Но, самое главное, чтобы духовная жизнь православного христианина не сводилась лишь к соблюдению внешних предписаний.