Подворье

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя

тел.8-902-715-45-19

Казань город на костях стоит,
Казаночка река кровавая течет,
мелкие ключики горючие слезы,
по долам ключам все волосы,
по крутым берегам все головы,
молодецкие, все стрелецкие».

Русская народная песня

Храм Нерукотворенного Образа СпасителяОснование храма напрямую связано с царем Иоанном Васильевичем, именуемым еще современниками Грозным. Через два дня после покорения Казани — 4 октября 1552 г. по старому стилю (теперь это 13 октября, в XIV в. поправка была в 9 дней), царь Иван  торжественно въехал в поверженный город. Повсюду лежали павшие воины, которых царь приказал похоронить с подобающими почестями, что и выполнил игумен Иоаким, прибывший с царем. В этот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Монастырь стоял на возвышенном правом берегу реки Казанки (где сейчас храм-памятник) и, к несчастью, начал подмываться весенними разливами.

Особо высокое половодье 1559 г. сильно разрушило монастырские постройки, которые были деревянными. Пострадал и храм. По просьбе игумена Иоакима царь Иоанн IV повелел перенестиВнтренний вид храма монастырь на новое место — на версту ниже по течению Казанки, на высокую гору, называемую Змеиной-Зилантовой, где была первая ставка, стояло его знамя с Образом Нерукотворным и походная церковь. С царской грамотой 1560 г. пришли и деньги — 300 рублей от царя и 100 рублей от царицы Анастасии. Она же прислала целый иконостас в соборную церковь.

На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные службы служились в Зилантовом монастыре. Существует Синодик с именами всех павших, коих поименно упоминали на панихидах. Эта книга не раз перепечатывалась, и раньше можно было прочесть имена всех героев. В Синодике перечислено более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства, но, очевидно, общее число погребенных составляет несколько тысяч.

Нерукотворенный Образ СпасителяВ 1805 г. из Симбирского Покровского монастыря был переведен вТаким Храм Памятник будет по завершении реконструкции. Успенский Зилантов архимандрит Амвросий Сретенский. Человек он был очень просвещенный и деятельный. Имел прекрасную библиотеку, после него остались богословские труды, им написанные и напечатанные.После победы над Наполеоном в России поднялась волна патриотизма, стали возводиться памятники в честь русского оружия и героизма. Амвросий решил создать на месте часовни памятник в виде «столпа», причем на свои средства, плюс небольшие пожертвования. Собрано было 5000 рублей.В 1812 г. проект памятника-столпа был представлен императору Александру I. Ему идея пришлась по душе, но он поручил переделать проект известному столичному архитектору Алферову. Однако Алферов создал только проект, надзор за строительством вел губернский архитектор А.К.Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня. В 1813 г. государь утверждает план, а от себя жертвует 5000 рублей. Царская семья добавила столько же. Была объявлена всенародная подписка, давшая еще 100.135 рублей.

Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года. Самую сложную проблему составляла финансовая сторона вопроса. Как выяснилось впоследствии, выполнение проекта Алферова потребовало расходов в 100315 рублей. Это были огромные деньги не только для небогатого Зилантова монастыря, но и для Казанской епархии. (Хорошая каменная церковь в эти годы обходилась не больше чем в 10000 рублей). Монахи Зилантова монастыря в течение всего времени строительства ездили для сбора средств в Санкт-Петербург, Москву, в губернские города, на Нижегородскую ярмарку. Однако средства собирались медленно, и строительство затянулось до 1823 года. К лету 1823 года строительство памятника и обустройство внутри храма были завершены. Он был освящен 30 августа 1823 года казанским архиепископом Амвросием. Храм был освящен во имя Нерукотворного образа Спасителя — изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV. Однако вскоре стали обнаруживаться недочеты в проекте и расчетах и памятник стал быстро ветшать.

После смерти архимандрита Амвросия казанский губернатор обратился в Городскую Думу с просьбой принять храм на свое иждивение, т. к. он приходит в упадок, лишившись должного ухода, что и было сделано. В 1830 году храм был закрыт и начались работы по реконструкции памятника. Выбрали попечителей, купцов А.Ф. Крупеникова и П.И. Котелова. На выделенные Думой деньги памятник подвергся полной реставрации. Проект выполнил архитектор Пятницкий (строитель Казанского Императорского университета). За два года работы закончили. 2 октября 1832 г. храм-памятник был освящен вновь архиепископом Филаретом. К торжеству император Николай I прислал дар — серебряные богослужебные сосуды.

Усыпальница в честь прп. Илии Муромца

Административно храм-памятник подчинялся Зилантову монастырю только 30 лет со дня основания. Но ему трудно было заботиться о столь масштабном сооружении. Храм был передан в военное ведомство. По праздникам, кроме крестного хода, устраивался и военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы. День 2 октября простой народ считал великим праздником и называл его «именины Казанские».В 1830 году Казанское купеческое собрание (орган сословного самоуправления) взяло памятник на свое содержание. С этого времени появляется должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом деревянном доме — смотрители обязательно назначались из отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды. Городская дума по представительству купеческого собрания стала назначать попечителя памятника — это был, как правило, состоятельный купец, несший добровольно основные расходы по содержанию памятника. После Городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года. Настоятель монастыря, известный ученый-философ архимандрит Гавриил Воскресенский, опубликовал самое обстоятельное описание памятника. Именно он сопровождал императора Николая I, посетившего памятник 19 августа 1836 г. и наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Царя-Освободителя.

Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Обошла его и вакханалия 1924 г.. Когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители — с согласия местных «историков» — решили использовать храм для этой цели, назвав его «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста должен был быть установлен шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху, и все увенчано соломоновой звездой. У подножья «минарета» на куполе храма — жмущие друг другу руки мужики — естественно, русский и татарин. Надпись «содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.» (которой, кстати, давно уже нет, как нет и лепных атрибутов — георгиевских крестов, знаков Дома Романовых и т. д.). Господь уберег памятник от святотатства.

В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. В 1924 году его переименовали в «памятник во имя содружества народов». Был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета. В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было.

Э.Турнерелли Edward P. Turnerelli Вид всей Казани во время разлива
Э.Турнерелли Edward P. Turnerelli Вид всей Казани во время разлива

В декабре 2001 г., по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (ныне — митрополита), был создан приход Нерукотворенного Образа Спасителя, который возглавляет иерей о. Феодор Ситкин. Приход регулярно проводил богослужения у храма и добивался его возвращения в лоно Русской Православной Церкви.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 8 от 17.01.2001 «О передаче памятника архитектуры республиканского значения — памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани» Министерство Культуры передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации г. Казани по акту № 688 от 23.04.2001 г..

Храм - памятникВ ответах на письма прихода власти сообщают, что «рассмотрение вопроса о передаче храма-памятника церкви возможно только после проведения реставрационных работ».При этом, несмотря на финансирование реставрации храма согласно Федеральной программе по подготовке к празднованию 1000-летия Казани (Приложение N 2.5 к постановлению Главы администрации г.Казани от 25 июня 2001 г. N 1316), проект реставрации и сроки реставрационных работ до сих пор не утверждены и не определены. Получается очень просто – и сами ничего не делают, и приходу храм не передают. Приход считает своей заслугой то, что храм-памятник сохранен, ибо были все предпосылки разделить судьбу «старой Казани», снесенной по программе ликвидации ветхого жилья.

4 марта 2005 г. храм был передан Казанской Епархии Русской Православной Церкви, после окончания ремонтных работ предполагается его совместное использование  Казанской епархией и администрацией города Казани.

В 2011 году передан в качестве подворья Свято-Введенскому (Кизическому) монастырю г. Казани.

Настоятель подворья: игумен Пимен (Ивентьев).

Расписания Богослужений:

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.