28 июня, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь чтит память святителя и чудотворца Ионы, митрополита Московского и всея Руси.
По этому случаю накануне и в сам день праздника в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре прошли праздничные богослужения: всенощное бдение и Божественная литургия.
Служение поздней Литургии возглавил настоятель Кизической обители игумен Пимен (Ивентьев). По монастырской традиции перед Литургией было отслужено молебное пение Пресвятой Богородице. После Евангелия и сугубой ектении о. игумен вознес молитву о мире на Украине.
Его Высокопреподобию сослужили иеромонахи Вадим (Чинилкин) и Тихон (Калганов), за богослужением молилась братия и прихожане монастыря.
Завершая богослужение игумен Пимен обратился к молящимся со словом поучения, в котором рассказал о жизни и подвиге святителя Земли Русской митрополита Ионы:
«Сегодня мы чтим память святителя Ионы, митрополита Московского. Это яркий представитель нашей Святой Русской Православной Церкви, который жил в далеком 15 веке, когда Русь и весь православный мир переживали тревожные времена. 15 век — это время, когда Византийская империя доживала свои последние дни, а Русские митрополиты в то время могли быть поставлены только лишь Константинопольским патриархом. И в то время на Константинопольский патриарший престол, а вместе и на царский престол, взошли люди, которые в угоду интересам века сего, в угоду своим земным выгодам и политическим расчетам готовы были поступиться самым ценным -православной верой. Желая получить военную помощь против турок, Константинопольский император и тогдашний патриарх обратились за помощью к римо-католикам, которые такую помощь обещали, но в обмен на переход всех православных в католичество. По сути дела это было не прямое католичество, а переходная форма, заключение союза – уния. Уния была заключена, но никакой военной помощи не поступило, и все же Константинопольский патриарший престол возглавил еретик-униат. В Москву прибыл греческий митрополит Исидор, чтобы возглавить Русскую Церковь, который начал поминать за богослужением Римского папу. Православные москвичи во главе с великим князем взбунтовались, и князь повелел русским епископам из своей среды избрать наиболее достойного. Наиболее достойным как раз и оказался Рязанский владыка Иона, который славился своей благочестивой жизнью. Известно, что предыдущий митрополит Московский и всея Руси Фотий, когда посещал Симонов монастырь, где Иона был молодым послушником и нёс послушание в пекарне, решил обойти все монастырские послушания и благословить каждого трудящегося монаха. Когда он зашел в пекарню, то застал молодого инока Иону спящим после многих трудов, потому как всю ночь он пёк просфоры и хлеб, и притомился под утро. И когда митрополит зашел, сказал: «Не будите его, ибо говорю вам, что это спит новый митрополит Московский и всея Руси». Так и случилось, ибо по прошествии нескольких лет он был пострижен в монашество, рукоположен в священника, а потом призван на кафедру Рязанской епархии. И вот, когда настало время, Господь возвел его на высшее служение Русской Церкви — сделал митрополитом Московским и всея Руси. В 1448 году Собор русских епископов избрал Иону предстоятелем, и впредь все русские митрополиты получали избрание и поставление именно в Москве. Собственно говоря, митрополит Иона стал первым, кто носил титул «Московский и всея Руси». С тех пор все митрополиты, а позже и патриархи нашей Русской Церкви носят этот титул. Этот титул очень почетный и говорит не только о географическом господстве патриарха над верующими Святой Руси, но и о том, что к тому времени Русская Церковь значительна созрела для того, чтобы быть Церковью русского народа, Церковью самостоятельной, Церковью автокефальной. И вот первым самостоятельно избранным митрополитом Московским и всея Руси стал святой Иона, великий поборник и защитник православия, который всячески в своих посланиях призывал верующих беречь православную веру, беречь её, как драгоценное сокровище дошедшее до нас от святых апостолов, святых отцов и сам являл в этом великий пример.
Конечно, территориально Русская Церковь уменьшилась почти в два раза, её южные части с Киевом в центре остались верны Константинопольскому патриарху, ну а московская часть стала митрополией Московской и всея Руси. Но пришло время, когда Русская Церковь снова соединилась под омофором Московского патриарха, и будем надеяться, что тревожные времена, которые периодически возникают в истории нашей Православной Церкви, в истории святой исторической Руси, все они будут преодолены при помощи благодати Божией. Главное только, чтобы каждый из нас не терял веру православную, свято хранил её и не поддавался никаким соблазнам этого мира. А веру православную все-таки знаем мы плохо… Если придется нам где-нибудь сказать слово о нашей вере, то в общем-то, наверно, результат будет плачевным. Далеко не каждый православный русский человек может сказать что-то в защиту своей святой истинной, единственно правильной веры. Поэтому нам нужно углубиться в чтение Священного Писания, читать Евангелие и сопоставлять его со своей жизнью, понять, насколько она далеко отстоит от той, какой её хочет видеть Господь. Я всем вам желаю помощи Божией в несении нелегкого жизненного креста, желаю помощи Божией в получении благочестивых знаний о своей вере, чтобы каждый из вас, где бы он не трудился, где бы он не жил, был защитником святой нашей православной веры и её священных традиций, которые веками хранила наша Русская Православная Церковь. Всех вас с праздником и Божие благословение да пребудет с вами».